|
9 августа 1944 г., всего через 6 дней после освобождения Минска от немецко-фашистских войск, в старых ремонтных мастерских
началась сборка армейских грузовиков "Студебекер" (Studebaker) из узлов, поступавших из США по ленд-лизу.
В 1945 г. правительство
СССР приняло решение о создании на их базе предприятия по производству тяжелых грузовиков - Минского автомобильного завода
(МАЗ). Первыми машинами, которые были изготовлены к 1 ноября 1947 г., стали 6 тонные самосвалы МАЗ-205 с прямобортными
кузовами, созданные специалистами Ярославского автозавода (ЯАЗ). Его основой являлся автомобиль ЯАЗ-200, от которого МАЗ-205
унаследовал 4-цилиндровый 2-тактный дизель ЯАЗ-204А (4650 см. кв., 110 л.с.) с непосредственным впрыском и прямоточной продувкой,
основой которого были американские моторы "Джи-Эм 4-71" (GM). Автомобиль с колесной базой 3800 мм оборудовали 5-ступенчатой
коробкой передач Ярославского завода, пневматическим приводом тормозов, дерево-металлической кабиной, дисковыми колесами.
При полной массе 12,8т самосвал развивал максимальную скорость 50 км/ч.
В 1950 г. в Минск перевели производство 7-тонных грузовиков ЯАЗ-200 с бортовой платформой, получивших с февраля 1951 г.
марку МАЗ-200. Внешне они отличались вертикальной решеткой радиатора и новой объемной эмблемой в виде хромированного зубра.
Машина оснащалась тем же двигателем, имела увеличенную до 4520 мм колесную базу и развивала скорость 65 км/ч.
В 1951 г. появился
первый собственный вариант МАЗ-200Г с высокобортным кузовом. На следующий год началось изготовление предназначенного для автопоезда
полной массой 23,2 т седельного тягача МАЗ-200В с модернизированным 2-тактным дизелем ЯАЗ-204Б (130 л.с.). Через некоторое время на
МАЗе развернулось производство собственного прицепного состава для своих автомобилей.
В 1955 г. появился автомобиль-лесовоз МАЗ-501
(4x4) с 10-сту-пенчатой коробкой передач, постоянным приводом на оба моста и несимметричным межосевым блокируемым дифференциалом,
передававшим на задний мост 2/3 крутящего момента. В сцепе с 2-осным прицепом-роспуском он мог вывозить из леса 30-метровые
хлысты деревьев массой до 15 т. Со следующего года на его базе появились 4-тонный бортовой грузовик МАЗ-502 и вариант с
лебедкой МАЗ-502А на односкатных колесах.
В 1962-64 гг. завод предлагал переходные модели: грузовик МАЗ-200П и седельные
тягачи МАЗ-200М и МАЗ-200Р. На грузовики серии "200" в 1959 и 1964 гг. пришелся выпуск 100- и 200-тысячного автомобиля марки
"МАЗ".
И это было только начало. Со дня основания МАЗ изготовил более 1,2 млн. автомобилей. Не смотря на все трудности, Минский автозавод
с 20-тысячным коллективом занимает лидирующее положение по производству грузовых автомобилей.
|